Горные породы, то есть природные образования, состоящие из отдельных минералов и их ассоциаций, по своему происхождению делятся на три основные группы: изверженные (первичные), осадочные (вторичные), метаморфические (видоизмененные).

Изверженные породы образовались непосредственно из магмы (расплавленной массы преимущественно силикатного состава), в результате ее охлаждения и застывания.

Осадочные породы образовались в результате разрушения изверженных пород или из продуктов жизнедеятельности растений и животных организмов.

Метаморфические породы образовались путем превращения изверженных и осадочных пород в новый вид камня под воздействием высокой температуры, давления и химических процессов.

Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros - блестящий камень, каменная глыба) - метаморфическая кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита под воздействием высокой температуры и давления.
В строительной практике мрамором называют метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку. К таковым относятся: мрамор, мраморизованный известняк, плотный доломит, офикальцит, карбонатные брекчии и карбонатные конгломераты. В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов (кварц, халцедон, гематит, пирит, лимонит, хлорит и др.), а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность.

Характеристики мрамора:

  • Плотность - от 2600 до 2900 кг/м3
  • Cопротивление сжатию от 50 до 250 Мн/м2 (500-2500 кгс/см2)
  • Истираемость от 0,40 до 3,20 г/см2
  • Водопоглощение от 0,15 до 0,50%

Наибольшей прочностью и наилучшей полируемостью отличаются мелкокристаллический мрамор с зубчатой связью зёрен. Структурно однородные мраморы морозостойки. В подавляющем большинстве случаев мрамор хорошо поддается обработке любыми инструментами.

Окраска мрамора зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Полировка усиливает и проявляет цвет и рисунок мрамора. Шлифовка снижает яркость и четкость. По декоративным свойствам, возможностям обработки и широте применения мрамор делят на белый, серый и цветной.

Белый мрамор практически не содержит примесей, поэтому он часто однороден, имеет мелко- и среднезернистую структуру. Этот мрамор легко поддается обработке. Наиболее ценным считается мелкозернистый белый мрамор, который часто используют в скульптуре. Белый мрамор считается очень капризным, домашним камнем, что связано с его особой структурой: он слабо защищен от образования пятен и пожелтения. Такой мрамор следует с осторожностью применять при облицовке фасадов. Его технические характеристики позволяют пережить лютые морозы и механические повреждения, однако через некоторое время он может потерять свою красоту и блеск, потускнеть и покрыться желтыми пятнами.

Серый мрамор чаще всего неоднороден по цвету и имеет слоистую расцветку. Характерный рисунок серого мрамора – "облачный" и "снежно-пейзажный". Этот вид мрамора хорошо обрабатывается и полируется. Его используют для наружной и внутренней облицовки.

Цветной мрамор включает в себя большой спектр разновидностей - от желтых и розовых до зеленых черных. Среди цветного мрамора наиболее редкими считаются сине-голубые разновидности.

Мрамор применяется с античности как конструкционный и облицовочный архитектурный материал благодаря своим пластическим и декоративным достоинствам. Мрамор твердый и прочный материал, мелкозернистый, что определяет его хорошую полируемость.
Мрамор отличается богатством тонов, пятнистой или слоистой структурой, выявляемыми при полировке. Теплостойкие качества мрамора позволяют применять этот камень для наружной облицовки каминов или помещений с повышенной температурой. Коэффициент водопоглощения мрамора, так же как и гранита, довольно низкий, поэтому его можно использовать при строительстве бассейнов и фонтанов. Мрамор используется также для создания мозаичных композиций (инкрустационный стиль, флорентийская мозаика), рельефов и круглых изваяний. Относительная прозрачность мрамора порождает на поверхности скульптуры тончайшую игру света и тени. Мрамор реагирует на кислоты, в том числе на пищевые (лимонная, уксусная), а также разрушается от действия соляной кислоты.